Винтажная коллекция акустики Питера Томаса. Материал Звуки.Ру
Основатель и глава компании PMC Питер Томас - не только разработчик высококлассных профессиональных и бытовых акустических систем. Он собрал уникальную коллекцию лучших за последние полвека Hi-Fi систем. Теперь Питер делится с нами своим воспоминаниями и соображениями по поводу акустики. "Электроника изменила мир, в том числе мир Hi-Fi, до неузнаваемости за последние 50 лет. Но как это сказалось на акустических системах? Они стали больше и лучше, а еще чаще - меньше и лучше! Они стали красивыми, в них применяются некоторые ультрасовременные новые технологии и материалы. Но что касается базовых принципов, то большинство конструкций динамиков и корпусов АС были разработаны 30 и более лет назад. Можно утверждать, что основы современных конструкций акустических систем были заложены еще в конце 1960-х - начале 1970-х годов XX века." Радикальные изменения |
|
Усилители vs динамики По поводу некоторых больших динамиков, которые часто критиковали за несколько медленный и вялый звук - я думаю, что дело было больше в усилителях, чем в динамиках. Они могли воспроизводить невероятно низкий бас, но усилители того времени не имели никаких регуляторов. Но когда вы подключаете к ним одну из новых акустических систем, они звучат довольно плотно и вполне современно. В 1960-е годы ламповые усилители не обладали демпфированием. Конструкция корпуса громкоговорителя вносила свое собственное затухание в колебания диффузора, так что его колебания на басах определялась исключительно свойствами динамика, но не каким-либо воздействием от усилителя. Позже появились транзисторные усилители. Первые из них имели конденсатор на выходе, чтобы избавиться от постоянного тока, и это срезало низы, а также приводило к зависимости коэффициента демпфирования от частоты. Затем, с появлением усилителей с обратной связью коэффициент демпфирования повысился 20 до 100 и более, и весь характер работы динамика снова изменился. "И если у вас были виниловые " вертушки" с мощным инфразвуковым гулом, очень много мощности расходовалось на ненужную раскачку вуферов до хлопков!". Повышение коэффициента демпфирования позволило устранить этот нежелательный эффект. |
|
Новое поколение В самом начале Hi-Fi ее энтузиасты были, в основном, любителями классической музыки, но затем появилось новое поколение, которое хотело, чтобы их системы играли поп-и рок-музыку. "Я помню, как я приходил на Hi-Fi выставки в начале 1970-х годов с альбомом Black Sabbath и просил его поставить. Мне отвечали - нет! Они отказывались ставить такие пластинки! Конечно, до сих пор большинство людей, которые могут позволить себе такого рода оборудование, слушает классику. Но рок-музыка предъявляет более высокие требования к громкоговорителю, потому что, как правило, звучит громче, там очень много компрессированного баса, которого нет в классике. Поэтому весь подход к конструкции изменился." |
|
Принципы анализа "У меня есть три критерия для анализа акустических систем. Либо они имеют удачную конструкцию, либо они звучат изумительно, либо они интересны технически. В них, может быть, не очень хороший динамик, но использовалась интересная технология Но не все из них звучат здорово, конечно. |
|
Маленькая достопримечательность Затем был оригинальный Goodmans Maxim - очень продуманная конструкция. Он стал первым по-настоящему компактным громкоговорителем с маленьким 3-дюймовым НЧ-динамиком. Он был разработан Лори Финчемом, и это была подлинная достопримечательность. Маленький драйвер имел тяжелый диффузор, но при этом массивный магнит, что повышало чувствительность динамика и давало низкую резонансную частоту. Этот динамик обладал диффузором с длинным ходом катушки. |
|
"Наверное, это был один из первых малых драйверов с очень низкой резонансной частотой и большой ходом диффузора, и он был настроен достаточно низко, так что получился довольно хороший низ для такого маленького кабинета. Удивительно, что в ВЧ-динамике используется бумажный диффузор, но это хорошо работало". Следующим шагом стала настоящая большая акустическая система Spendor BC1, выпущенная в 1969-м и созданная на основе LS3/6. Но в отличие от предшественника, в ней был добавлен супертвитер. И не только для улучшения звучания, но главным образом потому, что трехполосные системы не облагались налогом с продаж! Тут следует напомнить, что частотный диапазон FM-вещания простирается только до 15 кГц, так что насчет верхов не следовало так уж беспокоиться. Твитер Celestion HF1300 имеет спад от 14 или 15 кГц, но разработчик акустической системы Спенсер Хьюз постарался поднять диапазон до 20 кГц. "По тем временам некоторые мониторы KEF были действительно хороши, но, на мой взгляд, только один мог стоять рядом с Quad - это BC1. Даже теперь, если вы послушаете его, не зная, что звучит, вы скажете, что это современная акустика." |
|
Хрупкие вуферы Особое место в коллекции больших кабинетов Питера Томаса занимают уникальные хромированные АС Gale 401, впервые выпущенные в 1972 году. "Несмотря на изысканные дизайн и отделку, их стоит рассматривать как серьезные АС. Люди иногда думают, что очень стильный продукт может или даже должен быть барахлом в техническом смысле." В Gale 401 используются два басовых динамика Peerless с каждой стороны, а в середине находятся СЧ- и ВЧ-динамики. Это закрытые кабинеты, которые недостаточно велики по объему для двух НЧ-динамиков, однако они отлично настроены, и частотная кривая у них очень плоская до самого низа. " Также примерно в 1972 году появились Wharfedale Dovedale III. Они были очень хороши для своего времени, хотя довольно тривиальны по сравнению с Gale. Тогда они стоили 60 фунтов, а теперь коллекционеры платят за них 1200 фунтов. |
|
|
"В них стоял большой старый 12-дюймовый басовый динамик, и прекрасный большой СЧ-драйвер, который выглядит как оригинальный вуфер Spendor. Затем они добавили пластмассовые купольные пищалки". Выпущенный позже, KEF-104 с пассивным басовым излучателем имел огромный коммерческий успех. Затем они выпустили новый акустический кроссовер - акустический аналог фильтра Баттерворта. Это была довольно удачная идея, потому что кроссовер был спереди, и можно было просто отвинтить его и вставить в новый корпус. "Это привело к увеличению басов, просто огромному для такого маленького кабинета. Достаточно странно, но мне нравится KEF Cadenza, выпущенная в 1960-х. По сути, это тот же громкоговоритель, но в большем корпусе."
|
"Кряканье" Bextrene
Более высокая производительность |
|
|
По гамбургскому счету А как выглядит современная продукция Питера Томаса в сравнении с одноклассниками от других брендов? К примеру, возьмем его PMC IB2i - это трехполосный контрольный монитор высокого разрешения. Его отличают феноменальная динамика, отчетливость и прозрачность - следствие применения фирменной конструкции демпфированного лабиринта ATL с портом фазоинвертора на передней панели. Общая длина лабиринта 2,5 м. В модели используется 27 мм твитер с мягким куполом и ферро-жидкостным охлаждением, легендарный 75 мм СЧ-драйвер с мягким куполом и углеволоконный десятидюймовый поршневой вуфер. В нем также применен кроссовер спадом 24 дБ/октаву и частотами раздела кроссовера 380 и 3800 Гц. Для сложных систем может быть использование триампинговое (независимое трехполосние) усиление, для этого на задней панели есть три независимых пары клемм для подключения усилителей. В стандартном варианте клеммы одной полярности замкнуты перемычкой. Частотный диапазон акустической системы 25 Гц...25 кГц (неравномерность измерения не указана, это минус!), уровень чувствительности 89 дБ/Вт/м. Рекомендуемая мощность усилителя - 200-900 Вт. Габариты 740 х 330 х 465 мм при массе 41 кг. |
А вот конкурент от знаменитой тоже британской компании B&W — трехполосная акустическая система 802 Diamond. Она оснащена 1-дюймовым твитером с алмазным куполом, 6-дюймовым СЧ-драйвером с тканым кевларовым диффузором и двумя 8-дюймовыми НЧ-вуферами с диффузором Rohacell. Порт фазоинвертора Flowport находится на задней панели. Частотный диапазон и 34 Гц-28 кГц (при неравномерности ±3 дБ), уровень чувствительности 90 дБ, частоты кроссвера 350 и 4 000 Гц. Рекомендуемая мощность усилителя 50 Вт-500 Вт на 8 Ом, габариты 1135 х 368 х 563 мм, масса 72 кг. Итак, у PMC IB2i чуть ниже порог диапазона (больше баса), что объясняется большим диаметром НЧ-динамика — 10 дюймов против 8. Эта АС потребляет больше мощности из-за чуть меньшей чувствительности (89дБ против 90 дБ). При этом она намного ниже и потому лучше впишется в интерьер. Более чем двухкратное превосходство B&W 802 Diamond в весе для акустической системы - преимущество, так как масса подавляет нежелательные резонансы корпуса. При этом стоимость систем практически одинаковая. Сравнивая мониторы, мы знаем, что эти решения Питер привнес в конструкцию сознательно, на основе имющегося у него опыта - не только как разработчика, но и как коллекционера. |
Комментарии (0)